Любовь, комсомол и Дин Рид
Начать новую тему    Ответить на тему
Автор
Сообщение
Vaih



Зарегистрирован: 14.03.2015
Сообщения: 61

Сообщение Добавлено: Чт Фев 11, 2016 5:30 pm
Заголовок сообщения: Любовь, комсомол и Дин Рид
Ответить с цитатой
«Знамя», газета города Братска и Братского района
номер 44 (12267) от 30.10.2015г.

Статья «Любовь, комсомол и Дин Рид»
Автор: Сергей Маслаков

Братский бизнесмен Василий Васильевич Тепляков, хозяин шиномонтажки в Энергетике, День рождения комсомола 29 октября встречает на работе, но друзьям позвонить — святое. Когда-то, будто в другой жизни, Василий Васильевич был заместителем секретаря комсомольской организации поселка Звездный на БАМе и вспомнить есть что. Комсомол отвечал буквально за всё: от выполнения планов до концертов. Одних только гостей — чуть ли не каждый день: и знаменитый хоккеист Фирсов, и Лев Лещенко, и Валентина Толкунова. Но запомнился почему-то американский певец Дин Рид, Было это в августе 1979-го…

Поселок Звездный был первой остановкой на пути следования Дина Рида по БАМу. Вся женская часть поселка с вечера накручивала бигуди и заготавливала цветы — кто в собственном палисаднике, кто на лесной полянке. Больше других расстарались работницы местной торговли: уж и неизвестно где (в магазинах такого точно не было) раздобыли для любимого Дина огромных размеров матрешку. Пионеры готовили приветствия, и даже местные собаки, коих было в несметном количестве, почуяв всеобщее оживление, заметно повеселели…
Газета «Пионерская правда» осенью 1979 года писала: «На станции Таюра к поезду подали машину, но Дин, улыбнувшись, покачал головой и зашагал по разбитой бамовскими самосвалами дороге вверх к Звездному. Он шёл, окружённый строителями, многие из которых ещё не успели переодеться после работы, мальчишки на велосипедах сопровождали его почётным эскортом.
На широкой деревянной лестнице, ведущей к Дому Культуры «Таежник», Дин Рид обернулся. Внизу лежал распадок, по которому протянулась ровная линия рельсов — Байкало-Амурская магистраль. Дорога, по которой он приехал сюда, в Звездный, и по которой ему ехать дальше — в Магистральный, Улькан, Тынду...».
Василий Васильевич этот момент помнит несколько иначе:
- Когда прибыл поезд, обычно это происходило в 11 утра, но на этот раз было позже — и в дверях показался Дин Рид, поднялся невероятный шум. Все хотели его потрогать. Первым к Дину подошел и обнял его председатель поссовета Макаревич, вторым — начальник АрмстройБАМа Баселян, потом представитель парткома и я… Начали дарить цветы, но тут ко мне подошел начальник агитпоезда «Комсомольская правда», на котором приехал Дин, и спросил, на какое время назначен концерт.
- Народ готов, - ответил я.
Но у Дина и сопровождавших его комсомольцев были свои планы: необходимо было отснять несколько сцен для нового фильма. Еще на подъезде к Звездному неподалеку от слияния речек Таюры и Нии Дин заметил два моста — железнодорожный и автомобильный, и пока шел от вокзала до Дома культуры, обдумывал, что неплохо было бы в этом живописном месте снять несколько кадров. Свою задумку с помощью переводчика и представителей ЦК комсомола он донес до местного руководства, и тут же всё завертелось, пришло в движение: на автобусе выехали к мостам, подогнали «Магирус». Дин с гитарой взобрался на его крышу, на козырек, машина тронулась, и начались съемки — эти кадры были очень популярны и до сих пор используются в фильмах о БАМе.
КОНЦЕРТ
… Дом культуры был набит до отказа. На сцену вышел переводчик. А потом, как писали газеты, «он вошел в зал и сказал:
- Здравствуйте, я приехал к вам, чтобы поблагодарить за солидарность, чтобы увидеть, как вы строите будущее своей страны.
Стены «Таёжника» дрогнули от аплодисментов, а мальчишки и девчонки полезли на сцену, чтобы вручить Дину букеты таежных ромашек...».
Пел популярные «Элизабет», «Белла, Чао!» («Прощай, красавица!»), «Пусть всегда будет солнце»…
По-русски Дин говорил плохо, а потому, как бы оправдываясь, заметил:
- Чтобы изучить язык, нужно жениться на русской женщине…
- А сколько Вам лет? - кокетливо поинтересовались из зала.
Дину тогда был 41, но он заверил публику: «Я еще молод», и как бы в доказательство своих слов встал на руки и прошелся по сцене вниз головой. Тут и мужчины оживились: «Молодец!». Подобные трюки Дин Рид частенько выкидывал, но потом, как свидетельствует пресса тех лет, снова был серьезен:
- У нас общие политические идеалы. И поэтому никто из нас никогда не будет одиноким в этом мире, мы победим. Ваши письма очень помогли мне и моим товарищам, помогли выдержать голодовку, помогли выйти на свободу. И вот я приехал к вам, чтобы петь для вас, чтобы набираться новых сил для борьбы.
Дин ударяет по струнам… «Венсеремос». Зал встает и подхватывает песню. Под стать музыке и вопросы:
- О чём ты мечтаешь, Дин? Счастлив ли ты?
- Я счастлив, потому что занимаюсь любимым делом, и мои песни нужны людям. Я мечтаю, чтобы ни один час моей жизни не был потрачен впустую, чтобы мои песни помогли хоть немного приблизить победу народов, борющихся за свободу…
- Концерт длился часа два, - вспоминает Василий Тепляков. - В зале уже дышать было нечем, а он всё пел и пел…
ПОЛЦАРСТВА ЗА КОНЯ
Зайдя после концерта в гримерку, Василий Тепляков заметил на лице Дина страдальческую гримасу. Оказалось, что в ковбойском сапоге Дина вылез гвоздь, но это не остановило его, и он продолжил выступление. Более того, во время исполнения «Белла, чао!» Дин так яростно топал ногой, что продырявил до крови всю пятку. Когда Дин снял сапог, одни бросились за аптечкой, другие — за лапой и молотком. Инструмент, как ни странно, в поселке нашелся и сапоги вскоре были как новенькие. Дин примерил, потопал ногой: «Белла, чао!» и, удовлетворенно кивнув, поблагодарил «сапожников».
Кто-то из начальства обратился к Дину, пора, мол, покушать, и всем скопом – хозяева, представители агитпоезда «Комсомольская правда», музыканты (группа «Верасы»), милиционеры, гэбэшники – двинулись в сторону поселковой столовки, где в«греческом зале», вмещавшем не более 13-14 человек, уже были накрыты столы, а на улице толпился народ. Здесь же на старой лошадке крутился охотник-старовер по кличке Сучий потрох. Старичок с причудами, живший отшельником на другой стороне Нии. Однажды во время весеннего половодья речка вышла из берегов и затопила домик отшельника. Прибывшие на место происшествия вертолетчики застали старика на крыше дома поющим под гармошку «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».
Прослышав о приезде Дина, любителя верховой езды, охотник специально подогнал свою едва ли не единственную в округе лошадку и не ошибся в своем желании угодить: едва увидев лошадь, Дин (с разрешения хозяина) вскочил в седло и проехался по «полке».
ЗАСТОЛЬЕ
В банкетном («греческом») кабинете столовой собрались 17 человек, не хватило четырех стульев – принесли из общего зала. Из напитков на столе стояли сухое вино и чешское пиво. Из закусок – салаты, красная рыба, омуль. Как всегда, принесли пельмени и котлеты – Риду понравились. Начались тосты. Председатель поселкового совета, руководители АрмстройБАМа, мостоотряда и СМП говорили о мире во всем мире, успехах социализма и важной роли искусства. Дин Рид сделал два глотка сухого вина, и больше не прикасался к бокалу.
- Я говорил за молодежь, благодарил Дина Рида, что он к нам приехал,– вспоминает Василий Васильевич.
Постепенно разговор за столом стал более непринужденным. Кто-то даже спросил про зарплату Дина, но тот лишь отмахнулся, поскольку был совершенно не в теме. «На БАМе Дин выступал бесплатно, но обычно платили в рублях и валюте, – рассказывал позднее переводчик. – Совсем немного, что-то порядка 300 долларов, и эти деньги он отсылал в Штаты в качестве алиментов дочери от первого брака. Рубли тогда обменять было нельзя, и он тратил их на покупку черной икры для жены, устраивал банкеты для музыкантов…».
Советская эстонская актриса Эве Киви, с которой у Дина Рида был многолетний роман, вспоминала: «Рид был невероятно веселым, озорным и очень искренним. Он обожал Советский Союз, был увлечен идеей социализма и мировой революции (но был совершенно далек от реальной жизни). Когда я, пустив в ванной воду, пыталась растолковать любимому, что все у нас не так красиво и хорошо, как выглядит на поверхности, он мне не верил! Шутил, что единственное, чего в СССР недостает, это туалетной бумаги… Живя в хороших гостиницах, он понятия не имел, что и сколько стоит в СССР. Когда я уехала зарабатывать в Ростов с концертной бригадой, Дин перечислил свой гонорар в тысячу долларов в фонд помощи Вьетнаму. Если честно, я тогда разозлилась… Мы вообще сто раз сходились, сто раз расходились, но нас каким-то магнитом притягивало друг к другу. Он дарил цветы, а все прочее считал мещанством. Хотя однажды преподнес простенькое золотое кольцо, которое досталось ему от мамы. Между нами встала политика. В результате скитаний по миру Дин оказался в ГДР, где его заодно женили на родственнице Хонеккера – страшненькой девице Вибке. Я как-то не выдержала и спросила его: «Ты на ночь ей на голову мешок, что ли, надеваешь?».
Красавец Рид был в большой чести у женщин, и сам не чурался их: трижды был женат, а любовниц его никто не считал. Говорили всякое, но зачастую незаслуженно. В «греческом» зале спрашивать про женщин у него никто не решился, но сразу же после отъезда Дина Рида в Звездном начали судачить о «мимолетной связи». Роль возлюбленной на этот раз отвели заместителю секретаря партийной организации поселка Галине Васильевне, которая «особенно страстно» целовалась с ним на перроне. Говорили примерно следующее: ночь после концерта Дин провел в доме 36-летней «комиссарши», и они до утра пели песни под гитару. Свечку никто не держал, но выводы напрашивались сами собой. Галине Васильевне, несмотря на должность, уже на следующий день было предписано покинуть поселок в 24 часа.
- В Звездном работала комиссия, которая следила за моралью и могла выселить человека, если он нарушал нормы общежития, – рассказывала позже её соседка. – Дом Галины Васильевны находился по соседству с нашим, на одной «полке», и она действительно всю ночь пела с кем-то дуэтом. На следующий день её «депортировали» на Сахалин или Камчатку…
- Всё не так! – смеётся Василий Тепляков. – Всё время, что Дин Рид находился в Звездном, я не отходил от него буквально ни на шаг и могу поклясться, что Звёздный он покинул в тот же день, что и приехал. Было это так: после ужина в «греческом» зале (в отличие от других гостей, Дин Рид больше не притронулся к спиртному) мы сразу же пошли на вокзал. Наступали сумерки, но вдоль дороги стояла живая цепь людей. То и дело останавливались – каждый хотел что-то сказать. Подбежал откуда-то Сучий потрох и заиграл на гармошке…
Около одиннадцати часов ночи Дин Рид и команда загрузились в вагоны, и народ постепенно стал расходиться. Подождав, когда пройдет встречный, состав тронулся.
Следующей остановкой была станция Ния-Грузинская, и здесь агитпоезд выбился из графика на три часа: вино, чача, зелень, шашлыки, тосты и, хотя Дин Рид не пил, отказаться от грузинского гостеприимства было просто невозможно…
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:
Начать новую тему   Ответить на тему
Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
Русская поддержка phpBB