"Остальгия" в Германии
Начать новую тему    Ответить на тему
Автор
Сообщение
ходок



Зарегистрирован: 09.06.2007
Сообщения: 147

Сообщение Добавлено: Сб Июл 14, 2007 8:47 am
Заголовок сообщения: "Остальгия" в Германии
Ответить с цитатой
Вошедшее в обиход не так давно в Европе слово "Остальгия" образовано от "ностальгия" - тоска по прошлому, и "ост" - по-немецки - "восток".
Т.е. получается "тоска по восточному - то бишь, гэдээровскому - прошлому" в нынешней объединенной Германии.

Цитата:
Немцев манят безделушки Восточного блока

В Восточном Берлине все еще продолжают сносить старые символы
коммунизма.


Под напором паяльных ламп, бензопил и дрелей гаргантюанский "Дворец Республики" превращается в щебень.

То, что раньше было зданием парламента Восточной Германии, стало слишком большой язвой коммунистической эры, чтобы ее перенес желудок воссоединенной Германии.

Но происходит и нечто странное. Иконы-то Восточной Германии, может быть, и крушатся, но ностальгия по гэдээровскому прошлому - "остальгия" - становится все сильнее.

В нескольких минутах езды от места сноса я осматриваю "Остель" - новую гостиницу со старой восточногерманской обстановкой. Это - первый в Германии отель в стиле "ГДР".

Шагните внутрь и вам покажется, будто Берлинская стена все еще стоит на месте. Часы в регистратуре показывают время в Берлине, Москве, Пекине и Гаване.

Есть тут и гэдээровские светильники и громоздкие восточногерманские телефоны. А старенький гэдээровский проигрыватель извергает социалистические шлягеры 70-х годов.


Пюре и социалистическая горчица

Номера набиты предметами времен Восточной Германии, вызволенными из чердаков и блошиных рынков. Обои тоже оригинальные, пусть и довольно страшные - множество коричнево-оранжевых кружочков.

Для любого ностальгического путника - это идеальное место ночевки. Если вы не против разделить номер с бывшими коммунистическими боссами вроде Эриха Хонеккера - его портрет висит над всеми кроватями.

- Спустя 18 лет после падения Берлинской стены у людей ностальгия, - сказал мне менеджер "Остеля" Оливер Цандер (Oliver Zander). - Когда Стена рухнула, люди повыкидывали вещи. А теперь опять хотят этого. Сюда приходят и говорят: 'Ух ты! Кровать - точь-в-точь, как у моей бабушки была - или такой же шкаф. Вот забавно-то!'

В Берлине прошлое рекламируют не только гостиницы, но и магазины.

Магазин "Осткост" набит старыми товарами времен ГДР - от коммунистического варианта "Кока-колы" до восточногерманской жидкости для мытья посуды. Можно даже купить гэдээровское пюре быстрого приготовления или социалистическую горчицу.

Для получения еще большей дозы ностальгии есть "музей ГДР", где показывают старые фильмы, в которых восточные немцы машут руками и улыбаются, маршируя на первомайских парадах, танцуют ночи напролет фокстрот на "чайных танцах" (tea dances) или расслабляются в нудистских колониях.

В общем и целом, довольно уютная картинка жизни за "железным занавесом".

Нет - конечно, посетители гостиниц "в стиле ГДР" или покупатели восточногерманской горчицы не бросаются на восстановление Берлинской стены.

Велика разница между политикой и простыми вещами в жизни, нехватку которых каждый время от времени ощущает, вспоминая о прошлом.


Темная сторона

Но некоторые в Германии полагают, что здесь таится опасность: что из-за всей этой ностальгии люди могут позабыть о более темной стороне жизни при коммунизме.

Вера Ленгсфельд (Vera Lengsfeld) не позабудет никогда. Бывшая политическая заключенная во времена ГДР, сегодня она работает экскурсоводом по своей старой тюрьме - Хоэншёнхаузен (Hohenschoenhausen) - берлинской тюрьме, находившейся в ведении восточногерманской тайной полиции - штази.

Хоэншёнхаузен гостиницей не был. Четыре десятка лет здесь сидели взаперти и подвергались психологическим пыткам десятки тысяч политических узников.

С целью разрушить разум и сломать противника, узникам не дозволялось глядеть друг на друга. Система красно-зеленых "светофоров" в коридорах обеспечивала, чтобы узники никогда не смогли даже мельком увидеть кого-то еще, пока их уводят на допрос.

В здешней атмосфере ностальгии нет - лишь запах заключения: смесь пыли и дезинфицирующих средств, - до сих пор приставший к стенам, полу и дверям камер.

Позже Вера обнаружила, что за ней шпионил и доносил на нее в штази собственный муж. Неудивительно, что она осуждает всякую попытку оглянуться на ГДР с ностальгией.

- Опасность состоит в том, что диктатура из-за этого становится на вид безобидной, - сказала Вера. - Но никакая диктатура не бывает безобидной. На самом деле, диктатура - это реальная опасность для людей, и забывать об этом нельзя.

Вера хочет, чтобы камеры для узников и допросов в Хоэншёнхаузене увидело как можно больше немцев - как противоядие от ностальгии по Восточной Германии, чтобы люди не слишком-то сентиментальничали по прошлому.

Стив Розенберг (Steve Rosenberg), Би-Би-Си

Берлин, 10 июля 2007 г.
http://news.bbc.co.uk/1/hi/world/europe/6287276.stm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:
Начать новую тему   Ответить на тему
Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
Русская поддержка phpBB